В последние годы на оснащение объектов транспортной инфраструктуры России системами безопасности Правительство РФ начало выделять значительные бюджетные средства. Не обошли вниманием и аэропорты. Однако наш анализ ситуации показывает, что безопасность аэропортов далека от идеальной. Эффективность решения задачи зависит от полноты постановки задачи, технологий и оборудования и качества реализации. И все эти критерии опираются на требования законодательства РФ в сфере транспортной и авиационной безопасности.

Например, Приказы № 40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» и № 142 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» Министерства Транспорта РФ уделяют внимание привлекаемым для охраны аэропортовых комплексов техническим средствам в следующей пропорции:

Поэтому неудивительно, что сегодня система безопасности аэропорта сильно похожа на охрану «Поля Чудес» из фильма «Золотой Ключик» (Рис. 2 и 3):

Хорошо и полно защищены входы в стерильную зону и здание аэровокзала, но на территорию самого аэропорта попасть проще простого: (Рис.4)

В полностью приватизированных аэропортах управляющие компании не спешат выделять деньги на оснащение периметра техническими средствами охраны, в оставшихся – ждут выделения денег на периметр от государства в лице Росавиации.
Ответственность же за возможный теракт, в любом случае будет возложена на руководство аэропорта – независимо от владельца ограждения.

Конечно, определённая работа по защите периметра проводится: в 2013 году было принято решение оснастить ТСО периметры аэропортов Воронежа, Магаса, Казани, Геленджика, Горно-Алтайска, Адлера, Краснодара и других.
Однако методики, применявшиеся при выборе типов ТСО руководителями соответствующих ведомств, представляются весьма и весьма спорными, а иногда и опасно ошибочными.
Как правило, на ограждении устанавливается система отечественной разработки 80-х годов прошлого века с зонами охраны по 250 метров (либо её клоны), а неуправляемые ЧБ-камеры с ИК-прожекторами располагаются друг за другом вдоль ограждения (или на невысоких опорах, 3-5 метров, или прямо на ограждении) на расстоянии 50 метров друг от друга.
Нас совершенно не удивляет, что по заявлениям компетентных людей некоторые из этих систем и вовсе не работают.
Вышеуказанная методика не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Какое решение, какая методика наиболее эффективна на сегодня?
Это методика интегрированной системы «СТРАТУМ».
- Система «СТРАТУМ» работает практически на любом, даже разнотипном, существующем ограждении, т.е. не требуется строительство нового ограждения. Бронированный кабель системы «СТРАТУМ» может быть смонтирован прямо по АКЛ.
- Виброчувствительный кабель системы «СТРАТУМ» одновременно является и питающим, и информационным, что позволяет сэкономить на прокладке линий питания и связи вдоль ограждения.
- Система «СТРАТУМ» настраивается программно, с точностью до 1 метра, благодаря чему снижаются затраты на пуско-наладку системы и сезонную калибровку.
Настройка чувствительности каждого метра кабеля даёт следующие преимущества:
- уменьшает вероятность ложного срабатывания в 10-20 раз;
- увеличивает допустимую длину периметра в 10-20 раз.
Высокая точность определения места вторжения, в свою очередь, позволяет отказаться от использования «гирлянды» стационарных камер, заменив их управляемыми поворотными ТВ-камерами с трансфокатором. (Рис.5)

 

Подобное решение обеспечивает большую гибкость в расположении ТВ-камер, учитывая как технологические особенности объекта, так и эффективность наблюдения, в том числе и за прилегающей к объекту территорией, т.е. за границей периметра.

Одна такая универсальная камера стандартного разрешения с 25-30 кратной оптикой может обеспечить качественное наблюдение за участком периметра (и прилегающей территорией) длиной 350-450 метров, т.е. потребуется всего 3 камеры на 1 километр. Естественно, для этого автоматизированная система должна обеспечивать оперативное управление всеми ТВ-камерами по трём координатам. А сама СПС в этом случае должна указывать проникновение с точностью 3-20 метров.

Именно эта методика и используется в интегрированной системе охраны периметра «СТРАТУМ», позволяя:
- Повысить эффективность Комплекса ТСО в разы;
- Уменьшить число ТВ-камер в 5-7 раз;
- Уменьшить стоимость ТВ-системы в 1,5 раза.

Система «СТРАТУМ» позволяет подключить к себе и другие СПС, например, радиолучевые датчики для блокирования ворот и калиток, или же для создания второго рубежа охраны.

В случае нарушения периметра СПС определяет координаты нарушения и на АРМ операторов формирует следующие изображения:
- отображение на графическом плане объекта места проникновения;
- общий обзорный вид примыкающей территории с соседних камер;
- Крупным планом зона нарушения с закреплённой за этой зоной камеры.

Дополнительно обеспечивается:
- автоматическое включение охранного освещения либо специального управляемого прожектора;
- автоматическое позиционирование тепловизоров;
- автоматическое оповещение всех необходимых служб;
- автоматическая организация начальных мер нейтрализации АНВ.
Рис. 6

Практика применения системы «СТРАТУМ» на объектах ФСК, РусГидро и других, имеющих протяжённые периметры, показала, что ни у Заказчика, ни у монтажной организации не возникает сложностей при интеграции в систему тепловизоров, радаров, систем контроля доступа и других систем охраны различных производителей.
Рис 7 и 8.

Стоит добавить следующее: ФГУП АГА(А) после детального ознакомления с характеристиками и возможностями системы «СТРАТУМ» рекомендовало данную систему к применению на объектах транспортной безопасности Российской Федерации.